Уважаемые гости! На нашем форуме действует система премодерации. Чтобы стать участником нашего форума зарегистрируйтесь и оставьте сообщение здесь. Увидев, ваше сообщение, модераторы добавят Вас.
Сообщение: 13202
Настроение: Постоянного путешественника!
Зарегистрирован: 21.04.09
Откуда: Россия, Саратов
Репутация:
35
Награды:
Отправлено: 22.04.12 11:41. Заголовок: Вообще, надо сказать..
Вообще, надо сказать мода 19 века тоже ,как и нынешняя была очень изменчива...посмотрите - каждые 3 года что-либо изменялось...
А мне больше по душе платья "а-ля Наталья Гончарова"...Пусть они и слишком неудобно накринолинены....но это красиво - открытая шея, кружевное декольте и пышные складки юбки...
Сообщение: 13203
Настроение: Постоянного путешественника!
Зарегистрирован: 21.04.09
Откуда: Россия, Саратов
Репутация:
35
Награды:
Отправлено: 22.04.12 11:54. Заголовок: Бальный этикет XIX в..
Бальный этикет XIX века
Этикет XIX века - сложное явление, вытекающее из весьма жестко регламентированной жизни человека того времени. Этикету с детства обучали и девочек, и мальчиков из высшего сословия, поэтому соблюдение всех правил не было проблемой для воспитанного человека.
Бальный этикет включал в себя не только одежду, манеры, исполнение танцев, но и должное оформление помещений для бала (бального зала, курительной, игровой комнаты, буфета).
В дореволюционной России было несколько видов балов – великосветские, общественные, семейные, публичные. О этих разновидностях мы напишем чуть позже.
Рассмотрим, как следовало себя вести на великосветских балах, которые давали знатнейшие семьи Петербурга и Москвы. Эти мероприятия наиболее полно отражают особенности балов той эпохи.
Приглашения высылались минимум за неделю до его проведения. На бал дамам было принято появляться в новом и модном платье, поэтому требовалось время, что бы его подготовить. Если бал был тематическим (маскарад, бал цветов), то это обязательно указывалось в приглашении.
Получивший приглашение должен был в течение двух дней ответить письмом, будет он на балу или нет. Но для отказа требовалась веская причина, например, траур. Внешний вид был строго регламентирован этикетом. На протяжении всего века вне зависимости от моды бальные платья достаточно сильно открывали декольте и плечи. Для платья с таким вырезом подразумевалось наличие украшений на шее. В начале XIX века бальное платье всегда дополнялось бутонами живых или искусственных цветов. Незамужние девушки надевали платья светлых цветов, простые украшения, делали достаточно простые прически. Замужние дамы могли выбрать более яркие расцветки для платья и более дорогие украшения. Обувь для балов была мягкой, обычно без каблука.
Кавалеры надевали фрачную пару, белый жилет и галстук. В первой половине требовался белый галстук-платок, во второй – черный. Фраки в начале века были разных цветов, в конце 30-х годов утвердилась мода на черный цвет.
Военные являлись на бал в парадном мундире, надевая при этом бальную обувь. Исключение было только для уланов – им разрешалось быть в сапогах. Шпоры были нежелательны, но это правило часто нарушалось ради щегольства.
Важнейшей деталью бального наряда были белоснежные перчатки. У дам они часто были выше локтя, у кавалеров – короткие лайковые. Перчатки снимались только за столом во время ужина. Быть с голыми руками на балу считалось верхом неприличия. Даже если перчатки порвались, их следовало заменить на запасные или, если таковых не имелось, остаться в рваных.
Прибывшие гости сначала должны были выразить свое почтение хозяевам.
Замужняя дама приезжала на бал с мужем. Если муж не мог приехать, допускалось появление с подругой и мужем этой подруги. Однако частое появление в свете в таком сопровождении не рекомендовалось. Незамужние девушки приезжали исключительно с матерью или пожилой родственницей, которая следила за своей подопечной. Девица могла появиться на балу и в сопровождении отца, который представлял ее своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желавшие танцевать с его дочерью. Хозяин или хозяйка бала, а так же приглашенный танцмейстер могли попросить кавалера потанцевать с дамой, которую никто не пригласил.
Если кавалер приглашал на танец незнакомую ему даму, то он сначала представлялся, а затем уже приглашал на танец. Если он хотел повторно пригласить ее, то сперва должен был быть представлен родителям (если дама незамужняя). На кадриль, вальс или польку можно было приглашать даму, которой приглашающего только что представили. На мазурку или котильон следовала приглашать только хорошо знакомых девиц.
Кавалер, приглашающий даму на танец, подходил к ней и, поклонившись ей, делал приглашение в самой вежливой и деликатной форме, в виде комплимента: «Позвольте узнать, которую кадриль могу я надеяться иметь честь танцевать с вами». Или: «Позвольте мне иметь честь (удовольствие) пригласить вас на первый кадриль (или мазурку, польку и тому подобное)». Или: «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами мазурку (галоп, вальс и тому подобное)». Если же приглашаемая хорошо знакома, то просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами».
Дама могла отказаться от приглашения на танец могла только, если ее уже пригласили на этот танец. В таком случае кавалер должен был спросить, не желает ли она станцевать с ним следующий. И так до тех пор, пока дама не назначит свободный танец. Можно было отказаться, сославшись на самочувствие, но в этом случае неприлично было принять приглашение другого кавалера. Приглашение Императора, если он присутствовал на балу, принималось в любом случае, независимо от того, пригласил кто-то другой даму или нет.
Дамы брали с собой бальные книжки, в которых отмечали имена кавалеров, пригласивших их заранее на танец. Пообещать по забывчивости танцевать один танец с двумя кавалерами было не только нарушением норм этикета, но и могло привести к дуэли. Барышне, имевшей успех у кавалеров, было неприлично хвастаться исписанной бальной книжкой перед менее удачливыми подругами.
Получив отказ от одной барышни, представитель второй половины XIXвека мог обратиться с предложением к ее соседке. В начале века такое, наоборот, считалось обидным для дамы.
Не следовало танцевать с одной партнершей больше двух-трех танцев в течение бала – это могло ее скомпрометировать. Такое дозволялось только парам в статусе жениха и невесты.
Кавалер во время танца должен был предотвращать столкновения с другими парами и развлекать даму во время танца светским разговором. Лица у танцующих должны быть веселыми и любезными. "Унылое пли злое лицо на балу то же, что пляска на поминках" - говорит один из учебников этикета.
Дурным тоном считалось вставать впереди первой пары или вклиниваться в середину колонны, приглашать на танец, не зная движений, забыть отыскать приглашенную даму перед началом танца, наступать на платья дамам. И напротив, хорошие манеры и умение танцевать могли сыграть существенную роль в карьере молодого человека.
По окончании быстрого танца, например, вальса, не следовало сразу отпускать руку дамы, что бы она сделала реверанс, держась за руку кавалера. После реверанса и поклона кавалер спрашивал, куда отвести даму.
Гости могли покидать бал в удобное для них время, не привлекая излишнего внимания прощаниями. В течение недели следовало нанести хозяевам визит вежливости и поблагодарить за бал.
Получивший приглашение должен был в течение двух дней ответить письмом, будет он на балу или нет. Но для отказа требовалась веская причина, например, траур.
Ничего себе! То есть простое "Знаешь, у меня что-то нет настроения..." не прокатывало?
Сообщение: 13225
Настроение: Постоянного путешественника!
Зарегистрирован: 21.04.09
Откуда: Россия, Саратов
Репутация:
35
Награды:
Отправлено: 22.04.12 14:47. Заголовок: ПРИДВОРНЫЙ ЭТИКЕТ В ..
ПРИДВОРНЫЙ ЭТИКЕТ В ТАНЦАХ НА БАЛУ
В эпоху Екатерины II сложились особые правила бального этикета. Бал начинали с приглашения за несколько дней с тем, чтобы приглашенные могли позаботиться о своих нарядах и настроиться на бал. На придворные балы полагалось приезжать раньше назначенного часа, на все остальные — чуть-чуть опаздывать.
Правила вежливости определяли, чтобы входя в большую залу, участник бала приветствовал его организаторов — хозяев, а затем других гостей сообразно их полу и возрасту: дам и стариков приветствовали прежде всех. Порядок приглашения на танцы также был определен еще в XVIII веке. Перед открытием танцев молодые люди ангажируют дам. Участники бала, не твердо знающие фигуры и не имеющие слуха, должны были непременно воздерживаться от танцев. Танцующие девушки были обязаны принимать приглашение всех без исключения кавалеров. Танцевать более трех раз с одним и тем же партнером в течение одного бала считали моветоном (от фр. mauvais ton — дурной тон), исключение — жених и невеста. Для того чтобы не забыть всех своих кавалеров, дамам полагалось иметь при себе маленькую записную книжку, которая имела три названия на разных языках — карнэ (от фр. carnet — записная книжка), агенда (нем. agenda) и таблетка, привешиваемая на маленькой цепочке (31). В любом случае это была миниатюрная, не более ладони, книжечка в серебряном, костяном или кожаном переплете с золотым тиснением и с подвешенным к ней крошечным карандашиком. Странички были бумажные или костяные, которые служили практически вечно: записи стирали резинкой или влажной тряпочкой. Дама записывала в агенду номер танца и фамилию кавалера. Если у дамы оставались "свободные танцы", то приглашения на них принимались обязательно. Если она устала и не хочет танцевать, ей лучше выйти в другую комнату. "Свободные танцы" в агенде воспринимались как свидетельство неуспешности девушки на балу. Отказав пригласившему ее кавалеру, дама должна была пропустить этот танец. Считалось крайне неприличным и оскорбительным отказать одному и тотчас принять приглашение другого кавалера.
Танец с незнакомцем воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Дамам тяжело было удержаться от соблазна считать бальную книжечку списком своих любовных побед, ведь обычно имя кавалера, появившееся на страницах агенды, говорило о его симпатии и интересе к ее обладательнице. Однако правила этикета подчеркивали, что записи в бальной книжке и успех в обществе не связаны прямым образом.
В последнее десятилетие XVIII в. на танцевальную культуру громадное влияние оказала эстетика Просвещения. Культ естественности и идеалы Просвещения стали несовместимы с эстетикой дворянского салонного танца. Эту эстетику разрушил новый танец — вальс. Моду на вальс сравнивали с модой на курение табака: все осуждали "вульгарный" танец, но всем хотелось попробовать хоть один тур "walzen". В близости танцующих и в соединении их рук усматривали безнравственность. Движения вальса считали непристойными, унижающими достоинство женщины. Так, мы находим такое предостережение: "Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности". Вальс считали тогда самым эротичным танцем хотя бы потому, что партнер поддерживал даму за талию и стоял к ней лицом в анфас. Весьма неприличными для XVIII века были стремительные длительные вращения.
Вальс противопоставлялся классическим салонным танцам как однообразный, страстный, безумный, опасный. Но "именно в вальсе дама и кавалер — одна танцующая пара, кружащаяся в едином довольно сложном движении. Как земной шар вращается вокруг солнца, так и вальсирующая пара вращается вокруг себя и стремительно несется по "орбите танцевального зала" (29). И хотя Екатерина II невзлюбила вальс, он был допущен на балы как дань новому времени, как модная молодежная новинка. Тем не менее, именно она вытесняла великосветскую церемонность, на смену которой приходили естественность в поведении, свобода и раскованность чувств. С появлением вальса изменилась не только структура бала, но и его характер.
[реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки] [реклама вместо картинки]
Историк моды Александр Васильев об исчезновении турнюров (отрывок из лекции): «Причина – развитие транспорта и поездов. Потому что в кринолине в поезд, когда мы в купе, обручи на уровне лица… а напротив вас другая… Такие карикатуры того времени есть. А турнюр… причина в том, что это слишком много. Оскар Уайлд боролся с турнюрами эстетическим своим советом… Неудобно сидеть, я вам объясню, вы же не жили в ту эпоху – я жил! Большой турнюр – вы же не можете сесть! Турнюр – это драпировка на ягодицах ниже талии – красиво я объяснил? Если вы сядете на турнюр, то он… в общем, вся красота ушла. Нет, можно, но сидеть надо уметь. Есть такие карикатуры, когда муж спрашивает жену – Дорогая, ты не хочешь присесть? – Очень хочу, но портной не велел. Не в этом платье… Поэтому женщины, когда подходили к стулу, делали ноги так (Показывает), а потом садились вот так, на бедро (Садится почти полулежа, на бедре) – видите, здесь у меня турнюр, а здесь у меня ножки,здесь вы облокачиваетесь – турнюр спасен! Сначала сделали короче, трен убрали – 1870-е годы с треном, 1880-е уже без трена. Ну, еще бы – всю грязь на улицах подметать – не забывайте, ведь все платья были в пол. Конечно, выхлопных газов не было… но был навоз от лошадей, навоз-то был везде, все улицы всех городов мира пахли навозом в девятнадцатом веке – ну представьте, лошади-то ходят везде… И платьями женщины подметали всё – вот так он и умер…»
бедные женщины) Можно же было просто попышнее драпировать платье сзади) Это все Ворт виноват) Вернее девушка, подметавшая пол
"а-ля Наталья Гончарова"...Пусть они и слишком неудобно накринолинены....но это красиво - открытая шея, кружевное декольте и пышные складки юбки...
очень красиво) Я так понимаю в дневниках вампира как раз такой фасон используется?
Ритик пишет:
цитата:
или, если таковых не имелось, остаться в рваных.
Ритик пишет:
цитата:
Получив отказ от одной барышни, представитель второй половины XIXвека мог обратиться с предложением к ее соседке. В начале века такое, наоборот, считалось обидным для дамы
Ритик пишет:
цитата:
Для того чтобы не забыть всех своих кавалеров, дамам полагалось иметь при себе маленькую записную книжку, которая имела три названия на разных языках — карнэ (от фр. carnet — записная книжка), агенда (нем. agenda) и таблетка, привешиваемая на маленькой цепочке (31). В любом случае это была миниатюрная, не более ладони, книжечка в серебряном, костяном или кожаном переплете с золотым тиснением и с подвешенным к ней крошечным карандашиком. Странички были бумажные или костяные, которые служили практически вечно: записи стирали резинкой или влажной тряпочкой.
Все даты в формате GMT
0 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет